Эта техника позволяет встроить в подсознание недостающие чувства любви к самому себе, чувства уверенности в своих личных силах, чувства доверия и принятия себя.
Эти ресурсные ощущения можно и нужно получать в прежнюю очередь от самого себя. Для некоторых людей очень важно хотя бы узнать на уровне чувств и ощущений, как это быть самодостотаточным и что с этим, потом делать.
Эта техника как раз поможет сделать первые шаги на пути к внутреннему чувству уверенности , ГАРМОНИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ и самостоятельности.
Буквально на прошлой неделе мне позвонила давняя школьная подруга. Она знает, что я работаю психологом и решила так сказать «по дружбе», как это у нас в России бывает, получить помощь из надежного источника. Но так, как я следую правилам и с «друзьями» не работаю, но тем не менее состояние судя по голосу у нее было близкое к истерике то я предложила ей просто сделать самостоятельно одну технику, которая уже давно себя зарекомендовала и результаты ей очень понравились, она была даже удивлена, быстротой и эффектом, который она получила после ее выполнения. Дело в том, что она позвонила на второй день, когда муж уехал в командировку на 1 рабочую неделю, для нее это оказалось стрессовой ситуацией, так как ранее они каждый день были вместе, он всегда работал в Москве или если он уезжал, то с людьми хорошо ей знакомыми на менее длительный срок. Она пожаловалась, что ничего не может делать, чувствует себя заброшенной, тревожится из-за того, что там происходит без нее, и ей кажется, что он совсем не думает о ней и развлекается, в свое удовольствие, а ей приходится без него решать вопросы, в которых она вообще ничего не смыслит. Вдобавок у них еще и ремонт в кухне полным ходом, ей предстоит, как то ставить задачи молярам и мастерам, которые придут класть плитку и красить стены. В общем, ко всему прочему еще и чувство беспомощности блокировало все ее попытки хоть как то повлиять на ситуацию. Состояние ее в течении дня скакало от апатичной - беспомощности до тревоги переходящей в агрессию. Ее очень напугало, то что с этими состоянием она ничего не может самостоятельно сделать.
После того, как она выполнила, упражнение, ей стало гораздо легче, она наконец смогла ощутить, что значит быть самостоятельной и самодостаточной. Как она сказала потом, чувство легкости, которое она получила в итоге, вдохновило ее на творческие дела, которые давным, давно хотелось сделать, и оставшееся время до приезда супруга она провела с пользой для себя и дома от чего получила огромное удовольствие.
Это упражнение поможет тем людям, которые:
- Придают большое значение связи со значимыми близкими .
- Для которых другие люди имеют большее влияние и значение чем они сами;
- Для тех, кто склонен испытывать сильное и болезненное чувство привязанности;
- Кого периодически посещают навязчивые страхи и мысли, о том, что разрыв со значимыми людьми принесет много болезненных чувств и страданий, даже если реальность говорит об обратном и настоящей угрозы нет.
Инструкция:
Техника выполняется в 4 этапа, на ее выполнение уходит в среднем 20-30 минут. Для ее лучшего выполнения Вам следует отключить телефон и найти место, в котором Вас никто не по беспокоит в течении всего времени ее выполнения.
Вам может понадобится 3 листка бумаги и ручка.
1. Подготовительное – «разогревающее» упражнение на включение работы правого и левого полушарий мозга - образной и аналитеческой частей психики. Для лучшего и более глубокого погружения в процесс работы.
Разместитесь поудобнее, можете сесть, можете лечь, можете сесть в позу полу лотоса, но так, что бы ничего не затекло и не доставило телесного дискомфорта в процессе выполнения этого упражнения. Подготовьте свое сознание и подсознание к предстоящей работе: что бы переключиться из постоянного внутреннего диалога по насущным задачам на медитативное состояние и лучше сконцентрироваться на своих самоощущениях,
разместившись по удобнее, закройте глаза и начните медленно считать от 1 до 10.
В этот момент подключайте воображение и образное мышление, зрительно представляйте цифры необычным способом, ярко и красочно, например: 1 можете представить как барабанную палочку, 2-ку в виде лебедя и т.д. 10 как травинку и бабочку, вместе с цифрами попытайтесь услышать эти цифры в виде нот или приятных звуков на каждую цифру. Досчитав, таким образом до 10-ти, начинайте обратный отсчет в таком же формате. Упражнение выполняйте от 1-й до 3-х минут. Когда все выполните, сделайте 3 расслабленных вдоха и выдоха откройте глаза.
2. этап Диагностический - позволяет выявить настоящие причины и выгоды подсознания, из-за которых и образовалась болезненная зависимость от близкого Вам человека.
- Сейчас закройте глаза и постарайтесь вспомнить человека, к которому вы сильно привязаны, посмотрите на сколько вы близко стоите друг к другу, в каком месте тела вы испытываете наибольшее притяжение к нему.
- Теперь постарайтесь увидеть каким способом вы соединены с этим человеком, это может быть нить, это может быть сконцентрированный поток энергии какого-либо цвета, это может быть клейкая масса и т.д. понаблюдайте какие чувства, вызывает эта связь.
- Сейчас на секунду представьте, как вы себя будете чувствовать, если эта связь внезапно оборвется и вы получите эту временную «независимость».
Бывает в этой части люди начинают испытывать весьма дискомфортные чувства страха, душевной боли, может появится дистонус, в теле и т.д. Какие чувства появляются у вас?
- Восстановите прежнюю связь, вернитесь в исходное состояние, как вы себя чувствуете теперь, когда вы опять соединились?
Если намного лучше, тогда посмотрите какие у вас размеры в отношении значимой фигуры?
- Теперь, когда вы осознали разницу, попробуйте осознать, какое на самом деле ресурсное чувство и состояние для себя вы компенсируете благодаря связи, с этим человеком?
Может чувство безопасности, может быть чувство уверенности в себе, может чувство любви, чувство принятия, доверия и т.д. Осознайте свою выгоду от этой связи, все то, что вы получаете от этого на самом деле.
- Теперь откройте глаза, возьмите листочек бумаги и запишите те ощущения, которые появились при разрыве вашей связи и те, которые вы осознали как ресурсные при воссоединении.
Записи Вам понадобятся в 4-й аналитической и завершающей части упражнения.
3. Этап "Исцеляющий" - дает ресурсный опыт переживания себя для встраивания его в подсознание и тем самым на психическом уровне он начинает восприниматься как реальный, что способствует быстромуи положительному изменению.
- Теперь опять примите расслабленную позу и закройте глаза. Вернитесь мысленно в то состояние, на котором вы остановились. Почувствуйте ту же связь с человеком, на котором сконцентрирована большая часть вашего внимания. Мысленно встаньте лицом к лицу и еще раз прочувствуйте в теле то, место которым вы больше всего связаны и то, чем вы связаны, прочувствуйте как та необходимая энергия и эмоционально-чувственные ресурсы поступают от него к Вам через это место и каналы связи.
- Далее мысленно остановите этот процесс получения от этого объекта энергии, но связь пока не обрывайте.
- Далее мысленно добавляйте себе самостоятельно, то необходимое, что вы получали от него. Чувство любви, чувство принятия, чувство собственной безопасности, чувство радости, чувство своей значимости, чувство стабильности, вдохновение и прочие положительные ощущения. Когда вы сами все это добавите внутри себя себе же, посмотрите, что изменилось в Вас и по отношению к этому объекту. Может быть вы стали больше в соотношении с первым вариантом если там были меньшей фигурой по отношению к нему, может быть вы видите себя более расслабленным, или более статным. Может быть вы почувствовали легкость внутри себя, может быть стали более спокойны по отношению к тому человеку напротив которого вы стояли. Важно все.
- Теперь закрепите в сознании, в теле и чувствах эти положительные ощущения, которые Вам удалось самостоятельно получить. И теперь представьте то, что вас связывало как оно медленно исчезает, разделяется на 2 равные части и одна часть возвращается к Вам, другая к этому человеку. При этом вы оба остаетесь со своими ресурсами.
- Прочувствуйте как Вам ощущение? Может быть, вы почувствовали себя самодостаточным. Исследуйте его, и запомните это. Посмотрите, как меняется формат вашего взаимодействия с этим человеком, что добавилось в ваши отношения, что ушло и уже не актуально, может быть появилась легкость в общении в восприятии его и себя, может быть появилось больше сил для каких-то актуальных дел и т.д. Запомните это. И открывайте глаза, сделав три глубоких вдоха и выдоха. Возвращайтесь, в здесь и сейчас, сохраняя хотя бы 10 минут, то состояние, которое вы получили.
- По живите из него, выпейте чая и переключитесь на какие-то свои мелкие, бытовые дела, прибывая в этом состоянии. Отслеживайте разницу «до и после».
- Запишите на бумаге приходящие мысли, новые желания, может быть, придут озарения, касающиеся этой темы. Пусть все будет зафиксировано. После 10-минутого перерыва возвращайтесь обратно на прежнее место.
Записи Вам понадобятся в 4-й аналитической и завершающей части упражнения.
4. Этап аналитический и завершающий - интегрирует полученную информацию во время выполнения техники и переносит полученный ресурсный опыт в будующие аналогичные ситуации, чем увеличивает для человека выбор эффективных и позитивных стратегий поведения.
И так, вы вернулись на прежнее место, сейчас откройте свои записи и посмотрите еще раз на то, что вы написали от диагностической части до возвращения на это место.
Обратите внимание на запись из диагностической части, а именно: каких негативных ощущений вы пытались избежать за счет связи этим человеком? Какой размер у Вас был по отношению к этому человеку? Какие ресурсы вы получали за счет связи с этим человеком? Проанализируйте это и дайте свое описание данному формату взаимоотношений, например: классический вариант – избегания чувств заброшенности, тревоги за будущее, чувств отверженности. Размеры в визуализации были меньше по отношению к фигуре с которой вы были связаны, связь была в области грудной клетки и ощущалась как поток энергии. Ресурсы, которые получали – чувство принятия, чувство безопасности, чувство безусловной любви. В данном случае явно прослеживается детско-родительская модель взаимодействия, где человек в своих личных взаимоотношениях за счет партнера воссоздает семенную связку, ставя себя в позицию беспомощного ребенка, который не отделен от матери и все его действия и состояния удерживают его в не соответствующей его настоящему возрасту и реальным возможностям, ради компенсации того, чего ему не хватало самому при том, что на самом деле он от этого больше проигрывает и ограничивает себя одной стратегией взаимодействия. У Вас может быть свой вариант, попробуйте сами охарактеризовать его и описать. Далее посмотрите записи из 3-й части «исцеляющая» и отследите, что изменилось после проделанной работы, какие ресурсы стали Вам доступны, какие ощущения актуализировались, благодаря данной технике, и какую ролевую позицию вы теперь занимаете в отношениях со значимым близким, и как изменилась модель ваших взаимоотношений, и лично Вы в своей жизни в целом. Что получили в итоге.
- Теперь закройте глаза и проверьте - Вспомните первую картину где вы были связаны и вторую картину где вы получили автономию, и прочие ресурсы от самостоятельности. Если вас устроила картина «самодостаточности». Войдите еще раз в состояние «исцеленного» и проживите, прочувствуйте его по максимуму.
- Теперь представьте, как вы его будете реализовывать завтра, через неделю, через две недели и т.д. Как изменится ваше поведение, что изменится в вашей жизни, как изменятся ваши чувства по отношению к жизни, как изменятся ваши отношения с этим партнером и другими людьми?Если Вас все устраивает, мысленно поблагодарите партнера, себя в прошлом, себя в настоящем. Если, Вы увидели, что отношения со значимым близким в вашем представлении Вас не устраивают, то моделируйте их и «договаривайтесь» с этим «образом» до тех пор пока не придете к желаемому результату. Где новое состояние будет свободно реализовано и отношения, вас обоих будут устраивать. И еще раз проверьте, как это будет выглядеть, на следующий день, через день, через неделю, месяц и т.д.. И в завершении еще раз поблагодарите всех «участников»
Процесс, описанный в этой технике, помогает людям приобрести ценную способность стать источником любви и прочих необходимых ресурсов, в прежнюю очередь для самих себя, умение стоять на своих собственных ногах - и дает внутреннее ощущение самодостаточности. Это вовсе не означает, что тем самым люди учатся стремлению к одиночеству. Благодаря данному процессу люди скорее приобретают способность чувствовать себя полноценно среди других людей, пробуют на уровне состояния и самоощущений с равной степенью уважать себя и окружающих их людей.
Княжева Полина Витальевна